Turmush — Жительница города Талас Дуйшон [Дүйшөн] кызы Зулайка передала в музей эпоса «Манас» при Кыргызском национальном комплексе «Манас Ордо» семейные артефакты — верхнюю одежду («карышкыр ичик» — волчий тулуп) из волчьего меха и украшение («чачпак»), которое носили женщины, закрепляя на волосах.
По словам Зулайки Дуйшон кызы, волчий тулуп принадлежал ее свекру, а «чачпак» — его жене, свекрови [Зулайке апа]. Волчий тулуп, сделанный из шкур пяти волков, в свое время был сшит для Токторалиева Улушбая [Үлүшбая], который родился в 1901 году и ушел из жизни в 96 лет.
«Чачпак» же был у его жены Айсулуу, которая родилась в 1907 году и прожила 92 года. Айсулуу апа передала эти вещи своей невестке Зулайке, которая сейчас в возрасте 84 лет.
Зулайка апа, проживающая в Таласе, с ее слов, всегда с уважением и почтением относится к семейным ценностям, в связи с чем она решила передать эти исторические предметы в музей на хранение. Администрация музея эпоса «Манас» выразила благодарность Зулайке апа за сохранение этих ценностей и передачу в музей.
«Чачпак» — это украшение для волос, которое крепится к двум косичкам. Оно имеет особенности в своем дизайне и свои разновидности. «Чачпак» носили для красоты. Он был предназначен для молодых женщин, его носили и женщины средних лет. Это украшение придавало изящество, подчеркивая стройность фигуры.
Слово «чачпак» происходит из древнетюркского языка, где «чач» означает «волосы», а «пак» (или «баг») – «украшение». Со временем сочетание «чач боо» (украшение для волос) превратилось в слово «чачпак». Это украшение носили не только невесты, но и пожилые женщины.
Чачпак состоит из трех частей:
1. Головная часть – та, что крепится к волосам.
2. Средняя часть – где расположены украшения.
3. Нижняя часть (чачык) – декорированная подвесками.
В изготовлении «чачпака» у каждого народа есть свои культурные особенности. Нижняя часть «чачпака» украшается кисточками, которые изготавливаются из шелка или скрученных шерстяных нитей.
«Келенкер чачпак» – это украшение, которое носили молодые невесты и женщины среднего возраста. Он состоит из круглых, треугольных или квадратных серебряных монет, соединенных между собой кольцами, и шелковых кисточек. «Чачпак» также упоминается в эпосе «Манас»:
«Келеңкер чачпак, кең соору, келбети нурдун кызындай, узун бойлуу жал-жал көз, чачпагына карасаң, май сооруда жаркылдайт, балтыркандай солкулдайт».
«Карышкыр ичик» (тулуп из волчьей шкуры) — это традиционная народная верхняя одежда. Внешняя сторона «ичик» может быть сшита из различных видов ткани, а внутренняя выполнена из волчьей шкуры. Для изготовления используется шкура волка, соответствующая параметрам человека, который будет носить «ичик». Если воротник и рукава оформлены должным образом, шуба приобретает красивый и элегантный вид. «Ичик» носили не только в качестве украшения, но и с определёнными ритуальными целями.
Есть поверье, что у кыргызов, когда не удавалось найти вора, укравшего скот, гадали на волчьих сухожилиях.
«Ичик» из волчьей шкуры носили знатные и влиятельные люди: ханы, беки, бийи, манапы, зажиточные люди, а также опытные охотники.
В качестве примера можно упомянуть эпизод из романа Т.Касымбекова «Кел кел», где Мадамин бек, Шермат бий и Энвер-паша вместе с группой людей преподнесли такой «ичик» в дар Михаилу Фрунзе, прибывшему к кыргызам.
Некоторые народные поверья утверждают, что волчья желчь, когти и даже кости использовались в качестве лекарства от болезни «бөрү жатыш» (паралич). Точно так же «ичик» из волчьей шкуры носили как оберег, защищающий от сглаза и проклятий.